Причины деградации системы образования на Руси в 21 веке
Причины деградации системы образования на Руси в 21 веке
Исторически так сложилось, что господствующая в России на
протяжении последних трёх веков система образования изначально европейского
типа — система фактологического образования, целенаправленно и жёстко
подавляющая познавательно-творческие способности детей. Предшествовавшая ей
система образования, пришедшая из Византии вместе с библейской церковью[1], изначально была
региональной малоазиатской версией более ранней европейской системы образования.
По существу это означает, что на протяжении последнего
тысячелетия на Руси целенаправленно системно под разными религиозными и
светскими предлогами массово подавлялась культура освоения и развития
познавательно-творческого потенциала людей; подавлялась тем в большей мере, чем
большему воздействию системы образования подвергались те или иные социальные
слои[2]. Поэтому в
исторически сложившейся системе образования, унаследованной Россией от СССР и
ухудшенной либерал-реформаторами за 1990‑е гг.:
·
Её отличники:
Ø в
меньшинстве своём — люди, которых она не смогла раздавить, но которые достаточно
циничны, чтобы получать высокие оценки за признание истинным любого вздора, который
попал в учебные программы;
Ø а
в своём большинстве — люди, нашпигованные разными знаниями и навыками, но чьи
познавательно-творческие навыки подавлены системой образования и потому не развиты;
бессознательные уровни их психики сформированы так, что им привычно даже не
задумываться о том, что есть вздор, а что истина, не говоря уж о том, чтобы они
умели отличать одно от другого, и приходить к истине самостоятельно;
·
её двоечники:
Ø в
своём меньшинстве — люди, которых она не смогла раздавить, но которые как минимум интуитивно не соглашаются
признать истиной тот или иной вздор, который попал в учебные программы (многие
из них в прошлом становились «отвергнутыми гениями» и обретали уважение
посмертно, когда плоды их трудов обретали легитимность в системе науки
европейского типа);
Ø в
своём большинстве — люди, которых она раздавила, тем самым воспрепятствовав освоению
ими потенциала личностного развития.
По существу это означает, что России
нужна качественно иная школа —
ориентированная на обретение учащимися
методологического познавательно-творческого образования[3].
Пока же, как минимум, для адекватной оценки документа
“Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке” следует признать:
ПЕРВОЕ. Образование европейского типа по сути своей носит явно
выраженный фактологический характер и потому безнадёжно дефективно.
ВТОРОЕ. В Японии — самобытная, весьма отличающаяся от европейской,
культура. Вследствие этого Япония может быть права в том, в чём Запад ошибается
и не замечает своих ошибок, а ошибки Японии могут быть как в том, в чём Запад
прав, так и в том, о чём Запад не имеет ни малейшего представления.
[1]
Крещение Руси имело место в 988 г .
[2]
И в оболванивании детей в России реформаторы за последние 15 лет достигли
большого успеха:
«Около трети выпускников российских школ — двоечники
по математике. Об этом заявил сегодня министр образования и науки Андрей
Фурсенко. Такое положение дел он назвал катастрофическим. “Необходимо укрепить
педагогическое образование”, — подчеркнул министр. Он считает, что надо
изменить стандарты подготовки педагогов и разработать новые учебники» (публикация
на сайте http://www.utro.ru/news/2006/06/09/555647.shtml
09.06.2006 г.).
Конечно, в советской школе имела место и показуха, и
выводиловка-натяжка оценок, вследствие чего некоторое количество учеников не
получали вполне заслуженные ими двойки, а некоторое количество отличников получили
не заслуженные ими пятёрки и даже получили золотые медали. Но такого рода
случаи носили единичный характер, т.е. их можно было исключить из общей
статистической массы. В годы же реформ выводиловка-натяжка оценок обрела
характер массового явления: были случаи, когда в некоторых школах до 1/3
выпуска становились золотыми и серебряными медалистами. Потом появился ЕГЭ (Единый
Государственный Экзамен), который и выявил, что от 20 до 40 процентов
выпускников не в состоянии пройти тест по математике даже по упрощённой в годы
реформ программе обучения математике в школе.
«С тех пор, как в России начался эксперимент с ЕГЭ, статистика
результатов выпускных экзаменов по математике отравляет жизнь чиновникам Министерства
образования и науки. В течение последних пяти лет от 20 % до 40 %
одиннадцатиклассников сдавали этот тест на двойку. Что с этим делать, в
министерстве долгое время не знали. Чиновники то обвиняли директоров школ в
завышении отметок на традиционных экзаменах, которые почему-то давались
выпускникам намного легче, то пытались изменить школьные программы, упростив
стандарты по математике. Министерству даже пришлось пойти на своеобразный
подлог — позволить руководству школ выставлять в аттестаты «округлённые»
отметки: например, если ребенок получал двойку на ЕГЭ, но в году учителя
ставили ему тройку, в свидетельство об окончании разрешено было заносить лучшую
отметку.
И вот наконец ведомство Андрея Фурсенко решило
покончить с проблемой раз и навсегда. С этого учебного года экзамен можно будет
не сдавать. Вместо него желающим предложат зачёт. Не приходится сомневаться,
что новой системе аттестации отдадут предпочтение огромное число выпускников.
Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов,
которого считают идеологом ЕГЭ, уверен, что нововведение позволит избежать
«школьного вранья и завышения отметок, предоставив учащимся выбор, получать
отметку по математике или нет». Идею проведения зачётов поддержали и в
Мосгордуме. В комиссии по образованию считают, что зачётная система проще, чем
оценочная, в ситуации, когда выпускник собирается поступать в гуманитарные
вузы, где не важна отметка по математике. В прошлом году депутаты городской
Думы уже вносили предложение разработать два варианта тестовых заданий: обычный
— для школьников, которым математика в будущем не понадобится, и усложненный —
для тех, в чьей вузовской специальности этот предмет станет профильным. Впрочем,
тогда этот проект был отложен, поскольку судьба самого оставалась до недавнего
времени неопределенной. Теперь же, когда министр образования и науки Андрей
Фурсенко объявил, что законопроект о ЕГЭ уже в нынешнюю сессию будет рассмотрен
Госдумой, с “проблемной” дисциплиной нужно было срочно что-то делать» (публикация
10 октября 2005 г .
“Двоечникам разрешат не сдавать математику” на сайте “Московский городской сервер”:
http://www.moscow2000.com/news/view2.asp?Id=81544&IdType=5
).
В нашем же понимании от 20 до 40 % двоечников по
математике (при многократно упрощённой учебной программе по отношению ко
временам застоя, а тем более — по отношению ко временам сталинизма) среди выпускников
школ — это не показатель того, что так
сильно деградировали новые поколения (хотя они во многом действительно
деградировали — массовое недоедание, оболванивающие телевидение и школа), а показатель
того, что реформаторы за 1990‑е гг. разрушили систему преподавания математики
в общеобразовательных школах. А математика — одна из необходимых составляющих
для получения высшего естественнонаучного образования и высшего прикладного
образования.
Иными словами, либерал-реформаторы,
“гуманисты” преуспели в продвижении в Россию системы противоестественного
образования.
[3]
Об этом в материалах Концепции общественной безопасности см. работу ВП СССР
“Нам нужна иная школа”. Эта и другие работы ВП СССР опубликованы в интернете на
сайтах www.mera.com.ru, www.vodaspb.ru, www.globalmatrix.ru, а также распространяются на
компакт-дисках в составе Информационной базы ВП СССР.
СКАЧАТЬ/ЧИТАТЬ ЗАПИСКУ:
Комментарии
Отправить комментарий