СРАВНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО И ФАКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СРАВНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО И ФАКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВЫДЕРЖКА ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ №6(54), 2006Г. ЯПОНИЯ И РУСЬ: «ПРОЖЕКТЁРСТВО»? — ЛИБО «ПРЕДИКТОР-КОРРЕКТОР» В ДЕЙСТВИИ? СТР.5-7, АВТОР ВП СССР.
Мы живём в такой культуре, что воздействию того или иного
воспитания и образования подвергаются все, а делом целенаправленного
самовоспитания и самообразования систематически занимается только крайне
малочисленное меньшинство людей. Однако это меньшинство нельзя назвать
незначительным, поскольку именно его деятельность и оказывает решающее
воздействие на вариативную составляющую предстоящего
— будущего.
Есть «шутка» подначка:
Образование бывает естественнонаучное[1] и противоестественное: так называемое — «гуманитарное».
И хотя в этой подначке есть доля истины, однако не всем
ясно, вследствие чего эта подначка имеет право на существование. Дело в том,
что классификация образования — естественнонаучное
(включая и его прикладные ветви) и «гуманитарное» — характеризует каждый из
видов образования не по содержанию процесса образования как такового, а по
характеру предоставляемых системой образования для освоения знаний и навыков:
·
естественнонаучное и его прикладные ветви: их предметная область — Мир как таковой, в
котором человек с его субъективизмом в принципе не обязателен;
·
Гуманитарное: его предметная область — человеческий субъективизм и порождённые им
продукты.
В этой классификации выражается по существу потребительский подход
к знаниям и системе образования.
Творческий подход выражается в иной классификации,
которая характеризует системы образования по их существу. Образование может
быть:
·
методологическим,
цель которого — освоение человеком знаний и навыков, предназначенных для
самостоятельного познания им Жизни и творчества;
·
фактологическим,
цель которого — освоение человеком готовых к употреблению известных знаний и
навыков той или иной отрасли деятельности по их существу не познавательного
характера, что если и не исключает развитие и творчество полностью, то ограничивает
их возможности.
Особое место занимает музыкальное и архитектурное образование[2], поскольку они невозможны
даже на уровне ремесла, а не то что виртуозного искусства, если претендент не обладает
специфической развитостью чувств.
Реально методологическое образование включает в себя так
или иначе и фактологическое, поскольку методология познания в действии
порождает факты. Фактологическое же образование, сосредоточившись на фактах,
может вообще стороной обходить вопросы методологии познания. Это различие
проистекает из разницы в приоритетах значимости:
·
в методологической системе освоение той или иной
конкретной фактологии подчинено задаче освоения знаний и навыков,
предназначенных для самостоятельного познания;
·
в фактологической системе надо всем довлеет
фактология, а методология присутствует где-то на заднем плане, поскольку всякое знание и всякие навыки некогда в
прошлом явились как продукты познания и творчества на основе познания, и
редкие обращения к методологии в ней носят не целенаправленно осознанный, а
вынужденно бессознательный характер.
Поэтому в школе методологического образования можно превосходить
отличников в разнообразных фактологических по своему характеру знаниях и
навыках, но быть неуспевающим; а в школе фактологического образования можно
быть отличником, зная много чего, но не умея самостоятельно открыть ничего
нового в жизни (хотя бы для себя самого),
а то и не умея применить «книжное знание» к реальному делу. Афоризм Козьмы
Пруткова характеризует таких «образованцев» словами: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе». Аналогичный
тип описан М.Е.Салтыковым-Щедриным в “Истории одного города” — “Органчик”.
Иначе говоря, система фактологического
образования массово производит «зомби».
Жертва фактологического образования безнадёжно привязана к
прошлому. Методологическое образование — ключ к пониманию прошлого и созиданию
будущего.
Сферы деятельности, сложившиеся на основе
естественнонаучного образования и его прикладных ветвей, по своему характеру
таковы, что довольно быстро (по отношению к продолжительности жизни людей)
обнажают и отсеивают жизненно несостоятельный вздор — так называемые «прожекты» в ироничном смысле этого слова:
неадекватная миру техника, если её даже удаётся построить, либо не работает,
либо ломается, либо порождает неприемлемые сопутствующие эффекты; ошибочные
методы лечения — в лучшем случае — не вредят, а в худшем — калечат и убивают.
Подобное этому имеет место и во всех других сферах деятельности, сложившихся на
основе естественнонаучного образования и его прикладных ветвей.
Сферы деятельности, сложившиеся на основе так называемого
«гуманитарного» образования, предметной областью которого является человек с
его разнообразным и многогранным субъективизмом
(включая ошибки и заведомую неправедность, возводимую в ранг социальной нормы)
и продукты этого субъективизма, не обладают такой способностью относительно быстро
и жёстко выявлять и отсеивать вздор, производимый так называемыми «гуманитариями»[3]. В результате в
гуманитарном знании много слов, быстро и непосредственно не воздействующих на
жизнь общества; опосредованное же их воздействие может охватывать жизни нескольких
поколений, а сами каналы такого рода опосредованного воздействия и само оно далеко
не всегда и не всем очевидны.
Благодаря такого рода оторванности от производственной и
управленческой практики, непосредственно не обеспечивающей благосостояние
«гуманитологов»[4], в гуманитарных науках
куда проще пристроиться амбициозным графоманам, циникам-лицемерам и возомнившим
о своей праведности прохиндеям, нежели в естествознании и его прикладных отраслях[5].
В этом же одна из главных причин явного неуспеха реформ 1985 — 1990‑х гг.:
они — продукт «гуманитологов» — М.С.Горбачёв, А.Н.Яковлев, Е.Т.Гайдар, и др[6].
[1]
А так же и развивающееся на его основе прикладное: техническое, медицинское,
сельскохозяйственное и т.п..
[2]
В наши дни оно весьма редкое, поскольку интегрировано с инженерно-строительным,
которое раздавило архитектурное
образование как овладение искусством архитектуры — определённым во многом
не формализуемым делом.
[3]
Писатель Владлен Бахнов в повести-памфлете, высмеивающей возомнивший о себе
тоталитаризм, “КАК ПОГАСЛО СОЛНЦЕ, или ИСТОРИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ДИКТАТОРИИ
ОГОГОНДИИ, КОТОРАЯ СУЩЕСТВОВАЛА 13 лет 5 месяцев 7 дней”, пользуется термином
не «гуманитарии», а «гуманитологи», созвучным с никем не употребляемым публично
термином «гуманитОЛУХИ». Благодаря изящному юмору эта повесть легко и с
удовольствием читается, многое проясняя при этом в жизни. С нею можно ознакомиться
в интернете по адресу:
http://www.oldsf.ru/BACHNOV/Bachnv11.htm
(гиперссылка по состоянию на начало июня 2006 г .).
[4]
Непосредственно созиданием потребляемых благ занимаются не гуманитарии, а
другие, но социальные институты перераспределяют производимое обществом, и
потому «гуманитологи» живут на всём готовом, и, как показывает история, часто
лучше, чем те, кто всё это производит.
[5]
Хотя и в них при мафиозно-корпоративном характере организации деятельности,
сложившемся c начала ХХ
века, тоже многие «выдающиеся деятели» — вовсе не выдающиеся учёные, инженеры,
врачи и т.п., а наиболее преуспевшие прохиндеи с некоторыми организаторскими
способностями, которые вкупе с прохиндейством и позволили им обрести свой статус.
[6]
Из нынешних можно назвать Г.О.Грефа. — В 1990 г . окончил юридический факультет
Омского государственного университета. В 1994 г . окончил аспирантуру юридического
факультета С-Петербургского государственного университета. — Это не то
образование, которое позволяет действительно
руководить по существу дела Министерством
экономического РАЗВИТИЯ и торговли, поскольку при полном незнании высшей
математики, при неумении пользоваться аппаратом линейной алгебры и
математической статистики, не зная теории управления, невозможно иметь
адекватных представлений о макроэкономических процессах и способности
предприятий микроуровня вписываться в макроэкономическую политику государства;
невозможно мотивированно и ответственно формировать макроэкономическую
стратегию государства, реализуемую в политике; невозможно связать
макроэкономическую стратегию и практическую политику.
В этих вопросах Г.О.Греф обречён быть заложником
подчинённых ему по должности специалистов и может полагаться только на свою
нравственно обусловленную интуицию. Хотя при этом он может быть неплохим бюрократом-администратором,
управляющим специалистами, которые что-то знают о макроэкономической системе
государства и управлении ею (вопрос только в том, что они знают и что именно
умеют при общей неадекватности и управленческой несостоятельности экономической
науки западного типа).
СКАЧАТЬ/ЧИТАТЬ ЗАПИСКУ:
Комментарии
Отправить комментарий